- Гражданское право

63. Понятие и признаки недр как природного объекта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «63. Понятие и признаки недр как природного объекта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.

В задачи государственного регулирования входят:

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

Специально уполномоченным органом управления, осуществляющим государственный контроль за использованием и охраной недр, является Федеральное агентство по недропользованию.

Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере недропользования.

Федеральное агентство по недропользованию находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свои функции непосредственно и через свои территориальные органы.

Основными функциями Федерального агентства по недропользованию являются:

а) организация работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы и ее рациональному использованию;

б) проведение геологического изучения недр на территории Российской Федерации и континентальном шельфе Российской Федерации;

в) ведение федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, а также банка данных по вопросам недропользования;

г) управление в пределах своей компетенции федеральным имуществом в сфере недропользования, в том числе управление государственным фондом недр;

д) осуществление в пределах и порядке, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочий собственника в отношении необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным Агентству;

е) ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного учета работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также для целей, не связанных с их добычей, и включение их в государственный реестр, ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление мониторинга состояния недр;

ж) предоставление в установленном порядке права пользования недрами;

з) оказание государственных услуг, связанных с проведением:

в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр; государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также проектно-сметной документации на ведение работ по геологическому изучению недр.

Особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов

Отношения по поводу лесов и дикого растительного мира вне лесов в российском законодательстве традиционно регулируются разным законодательством: лесным законодательством и законодательством о растительном мире вне лесов. И хотя в естественнонаучном смысле эти природные объекты суть растительный мир, в юридическом смысле они считаются разными природными объектами.

Растительный мир — это совокупность диких растений (наземных и водных), произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа. Обратим внимание на то, что к растительному миру относятся только дикие растения, т.е. экологически связанные с остальной природой. Соответственно, культурные растения, выращиваемые человеком для потребления, не являются частью растительного мира. Отношения по поводу этих растений регулируются аграрным, а также гражданским законодательством.

Недра как объект правовой охраны

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изученйя и освоения, согласно Закону о недрах; они не имеют четко обозначенной границы и с юридической точки зрения они простираются до ядра Земли.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством РФ, в официальном издании Российской Федерации.

К участкам недр федерального значения относятся участки недр:

  • 1) содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;
  • 2) расположенные на территории субъекта (или субъектов) РФ и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 г.:
    • — извлекаемые запасы нефти от 70 млн т;

    Субъекты права пользования недрами и его объекты

    По общему правилу, субъекты права пользования недрами – это любые участники предпринимательской деятельности, включая юридических лиц и их объединения, не имеющих статуса юридического лица, а также иностранных граждан.

    Исключением из этого правила является использование недр для захоронения радиоактивных отходов и добычи радиоактивного сырья. Реализовывать такое недропользование могут только государственные организации, предприятия (ст. 9 Закона РФ «О недрах»).

    Выделенные и обособленные участки недр, которые предоставляются недропользователям, являются объектами права недропользования.

    Выделяют два вида объектов, на которые распространяется право пользования недрами:

    — горный отвод, то есть геометризированный блок недр (при добыче полезных ископаемых, возведении подземных сооружений и т.д.);

    — геологический отвод (для геологического исследования недр).

    Особая значимость предмета правоотношений по недропользованию определяет их детальное регламентирование государством. Значительное внимание уделено законодателем основаниям возникновения права пользования недрами как отправной точке всей системы этих правоотношений.

    В Законе «О недрах» всего 52 статьи:

    • 1 раздел включает в себя статьи 1-5 и рассматривает основные положения закона;
    • 2 раздел (статьи 6-22). Пользование недрами;
    • 3 раздел состоит из статей 23-24 и рассматривает охрану земли и ее пропорциональное пользование;
    • 4 раздел Закона «О недрах» содержит статьи 35-38. В нем говорится о том, каким образом государство регулирует отношения, связанные с использованием недр;
    • 5 раздел (статьи 39-48). В этом разделе рассматривается плата за пользование недрами.
    • 6 раздел (статьи 49-51) содержит данные об ответственности за любые нарушения;
    • 7 раздел включает статью 52. Он касается международных переговоров.

    Многие статьи не раз дорабатывались и изменялись, некоторые из них заслуживают пристального внимания. Остановимся подробней на каждом из разделов федерального закона.

    Добыча подземных вод для СНТ

    В соответствии со ст. 19.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» СНТ для питьевого и(или) технического водоснабжения СНТ имеют право осуществлять в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, добычу подземных вод.

    Что понимается под термином «питьевое или техническое водоснабжение»?

    использование подземных вод товариществами и правообладателями садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд в целях ведения садоводства или огородничества и создания для этого благоприятных условий, а также обеспечения освоения земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

    Таким образом, добыча подземных вод для вышеуказанных целей СНТ может осуществляться без получения лицензии на право добычи подземных вод.

    Добыча подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ должна осуществляться с соблюдением правил охраны подземных водных объектов, а также основных требований по рациональному использованию и охране недр.

    Экология в СНТ. Кому и как действовать?

    Виды лесопользования.

    1. Заготовка древесины – основной вид лесопользования, осуществляется в порядке рубок главного и промежуточного пользования тесом (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также имеющие защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей).

    В лесах третьей группы проводятся рубки главного пользования. В лесах второй группы устанавливается режим ограниченной эксплуатации, как и в регионах с недостаточными лесными ресурсами. Наибольшие ограничения устанавливаются в лесах первой группы, ценных в экологическом отношении. Здесь проводятся только такие рубки главного пользования, которые способствуют усилению природоохранных функций данных лесов, использованию запасов перестойных и спелых древостоев и др. В лесах национальных парков, орехопромысловых зон, притундровых и иных, отнесенных к особо ценным лесным массивам, допускаются только рубки промежуточного пользования, выборочные санитарные рубки ухода за лесом.

    2. Заготовка живицы осуществляется в хвойных, перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки главного пользования. Порядок оплаты за заготовку живицы устанавливается законодательством РФ и других субъектов РФ.

    3. Заготовка второстепенных лесных ресурсов для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населения должна осуществляться юридическими и физическими лицами без причинения вреда лесу. К второстепенным лесным материалам относятся пни, луб, кора, береста, сосновая и еловая лапы, древесный веточный корм и т. д. Эти материалы отпускаются заготовителям за плату, устанавливаемую местной администрацией.

    4. Побочное лесное пользование разделяется:

    – на общедоступное – сбор плодов, ягод, грибов, мха, камыша, лекарственного и технического сырья, которое осуществляется населением, как правило, бесплатно и без выдачи специального разрешения, но при соблюдении установленных правил ведения лесного хозяйства;

    закрепленное за определенными организациями и гражданами – сенокошение, пастьба скота, пчеловодство, добыча торфа, песка, камня, глины и др. на основании специальных разрешений.

    5. Пользование лесом в научно-исследовательских целях осуществляется на специально выделенных участках лесного фонда. Порядок и условия пользования лесным фондом для указанных целей определяются представительными органами субъектов РФ.

    6. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

    7. Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства осуществляется в порядке и на условиях, установленных специальными правилами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов РФ.

    Строительство подземных сооружений

    Недра используют не только для добычи полезных ископаемых. Сегодня многие сооружения строятся под землей. К их числу можно отнести метро, подземные парковки, тоннели, бункеры и бомбоубежища. Иногда под землей возводят целые заводы.

    С одной стороны, подземные сооружения лучше защищены от военных атак, однако это не единственная причина строительства объектов в недрах планеты. Часто это экономически выгодно, так как позволяет разместить на одном участке земли больше полезной площади и тем самым экономить пространство. Также большая глубина защищает строения от воздействий окружающего мира – шума, вибраций, солнечного света. Это может играть большую роль при эксплуатации высокоточных приборов. Не случайно самая крупная научная установка мира, Большой адронный коллайдер, сооружена под землей.

    Использование невозобновляемых ресурсов: проблемы

    В настоящее время остро стоит вопрос об исчерпаемости существующих источников. Потребности человечества увеличиваются стремительными темпами. Это увеличивает интенсивность разработки месторождений. Однако, как выше было сказано, многие действующие бассейны ископаемых сегодня находятся на пороге истощения. В связи с этим активно идет поиск новых месторождений, разработка инновационных технологий. Одним из ключевых направлений в сфере хозяйствования любой развитой страны выступает рациональное использование естественных источников энергии и сырья.

    Ситуация в мире сегодня еще не катастрофическая, однако это не значит, что человечество не должно предпринимать никаких мер. В каждой передовой стране действует свой департамент природных ресурсов. Этот орган ведет работу по контролю добычи и распределения сырья и энергии среди потребителей. Внутри конкретного государства устанавливаются определенные нормативы, правила, порядок, цены на извлеченные материалы. Департамент природных ресурсов решает вопросы, касающиеся безопасности деятельности добывающих и перерабатывающих предприятий. Для улучшения ситуации в будущем разрабатываются специальные программы. В их рамках предусматривается рациональное использование естественных источников сырья и энергии. Они также предполагают снижение производственных мощностей, усовершенствование технологий, вторичную обработку материалов.

    Строительство подземных сооружений

    Недра используют не только для добычи полезных ископаемых. Сегодня многие сооружения строятся под землей. К их числу можно отнести метро, подземные парковки, тоннели, бункеры и бомбоубежища. Иногда под землей возводят целые заводы.

    С одной стороны, подземные сооружения лучше защищены от военных атак, однако это не единственная причина строительства объектов в недрах планеты. Часто это экономически выгодно, так как позволяет разместить на одном участке земли больше полезной площади и тем самым экономить пространство. Также большая глубина защищает строения от воздействий окружающего мира – шума, вибраций, солнечного света. Это может играть большую роль при эксплуатации высокоточных приборов. Не случайно самая крупная научная установка мира, Большой адронный коллайдер, сооружена под землей.

    Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права.

    Земельное право – отрасль российского права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.

    Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.

    Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

    Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

    В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

    В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

    В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

    Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

    Под земельным правом как наукой понимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.

    Под земельным правом как учебной дисциплиной понимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

    Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.

    Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.

    Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

    Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.

    Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.

    Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.

    На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

    Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.

    Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.

    Недра подлежат охране от истощения запасов полезных ис­копаемых и загрязнения. Необходимо также предупреждать вредное воздействие недр на окружающую природную среду при их освоении.

    Согласно действующему законодательству для предотвра­щения экологического и экономического вреда недрам необхо­димо:

    — обеспечивать полное и комплексное геологическое изу­чение недр;

    — соблюдать установленный порядок пользования недр и не допускать самовольное пользование недрами;

    — наиболее полно извлекать из недр и рационально исполь­зовать запасы основных полезных ископаемых и попут­ных компонентов;

    — не допускать вредного влияния работ, связанных с поль­зованием недрами, на сохранность запасов полезных ис­копаемых;

    — охранять месторождения полезных ископаемых от зато­пления, обводнения, пожаров;

    — предупреждать самовольную и необоснованную застройку площадей залегания полезных ископаемых;

    — предотвращать загрязнение недр при подземном хране­нии нефти, газа и иных веществ, захоронении вредных веществ и отходов производства.

    Одним из основных принципов охраны окружающей при­родной среды является неистощительное использование при­родных ресурсов. Для предотвращения возможного их истоще­ния и сохранения запасов недр очень важно соблюдать прин­цип наиболее полного извлечения из недр основных и попут­ных полезных ископаемых. Подсчитано, что если повысить от­дачу недр всего на 1%, можно дополнительно получить 9 млн. т угля, около 9 млрд. м 3 газа, свыше 10 млн. т нефти, около 3 млн. т железной руды и других полезных ископаемых. Все это позво­лит сократить глубину и масштабы неоправданного проникно­вения в земные недра, а следовательно, значительно уменьшить отходы горнодобывающих предприятий и оздоровить эко­логическую обстановку.

    Одной из важных проблем, связанных с охраной и рацио­нальным использованием недр, является комплексное исполь­зование минерального сырья, включая проблему утилизации отходов.

    Отходы при разработке недр бывают твердыми («пустые» горные породы, минеральная пыль), жидкими (шахтные, карь­ерные и сточные воды) и газообразными (газы, выделяемые из отвалов). Основные направления утилизации отходов и улуч­шения экологической обстановки – это использование их в ка­честве сырья, в промышленном и строительном производстве, в дорожном строительстве, для закладки выработанного про­странства и для производства удобрений. Жидкие отходы по­сле соответствующей очистки используют для хозяйственно питьевого водоснабжения, орошения, газообразные – для отопления и газоснабжения.

    При пользовании недрами охраняют также земную поверх­ность, поверхностные и подземные воды, рекультивируют вы­работанные участки, предотвращают вредное воздействие на другие компоненты природной среды и качество окружающей среды в целом.

    Охрана водных ресурсов

    Вода во все времена считалась самым ценным природным ресурсом. Ни для кого не секрет, что именно вода поддерживает жизнь на земле, и именно она является основной составляющей жизнедеятельности всех организмов. Потребительское отношение к водным богатствам нашей планеты привело к катастрофическим последствиям, в том числе и к уменьшению её количества. Это угрожает уменьшением популяций флоры и фауны, что приведёт к нарушению её разнообразия.

    Дальнейший дефицит чистой воды необратимо приведёт к ухудшению здоровья людей и конкуренции за неё. Поэтому так важно сохранить и защитить водные ресурсы планеты.

    Сегодня можно выделить несколько направлений, призванных обеспечить реализацию экологической политики касательно минеральных и пресных вод, среди которых:

    • внедрение безотходных технологий и ограничение сточных вод в промышленности;
    • повторное использование технических вод путём их очистки

    Последнее включает механическую, химическую и биологическую обработку.

    Редакция закона о недрах от 29 декабря 2014 года внесла некоторые коррективы и поправки относительно использования скважин водозаборного типа, была приведена пошаговая инструкция по добыче подземных вод. Изменения произошли в статье 19, они коснулись прав собственника на осуществление добычи вод без лицензии. В статье говорится, что подземные воды могут добываться без лицензии, если они идут на личные нужды и не связаны с предпринимательской деятельностью. Общий объем потребления должен составлять не более 100 кубических метров в сутки. Добывать воду можно только из тех горизонтов, которые не являются источниками централизованного водоснабжения.

    В статье 10 Закона говорится, что радикальные отходы, относящиеся к 1-5 классу опасности, могут быть захоронены только в глубоких горизонтах для их локализации. С 1995 года и по 2018 год Закон «О недрах» претерпел изменения 57 раз. Все изменения носили характер поправок, а также корректировок. Целые пункты и статьи были отменены, разделы дополнились новой информацией, а устаревшие термины пропали.

    Очередное изменение закона вступило в силу 3 июля 2018 года, оно было внесено в Федеральный закон под номером 279. Количество разделов было уменьшено, а число статей осталось прежним. Вышеупомянутый закон применяется в разных сферах деятельности при:

    • Вырубке леса в личных целях, а также в промышленных масштабах;
    • Строительстве шахт;
    • Сборе коллекций минералов, а также камней;
    • Изучении недр с геологической целью.

    Поправки касаются и других статей, ознакомиться с ними вы можете, скачав нижеприведенный документ.

    Недра как объект использования и охраны.

    Принципы пользования недрами разрабатываются федеральным агентством по недропользованию. Недра относятся к категории исчерпаемых и невозобновляемых ресурсов (хотя существуют теории о восполняемости некоторых видов ископаемого сырья). Комплекс мер по рациональному использованию и охране недр направлен на предотвращение расточительной и чрезмерно интенсивной эксплуатации ресурсов, а также потерь сырья при его разработке и транспортировке.

    Для охраны недр пользователи обязаны следить за профилактикой их загрязнения, проводить работы по предотвращению загрязнения окружающей среды, проводить работы по рекультивации и консервации предприятий, связанных с добычей полезных ископаемых, проводить работы по геологическому изучению, соблюдать меры безопасности ведения работ. При нарушении данных требований недропользователь может быть лишен (временно или навсегда) права на дальнейшее пользование недрами. Решение принимается компетентными государственными органами.

    Таким образом, недра – это часть земной коры, где находятся разведанные полезные ископаемые, а также те ее участки, где могут проводиться подземные строительные и прочие работы. Граница недр в разных определениях примерно одинакова. Недра находятся ниже почвенного слоя и слоя воды в водоемах (ниже уровня морского дна). Пользование недрами регламентируется российским законодательством.

    В литературе используются различные для обозначения сферы правового регулирования в данной области: законодательство о недрах и о недропользовании, горное право и горное законодательство, геологическое право.

    Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовые и экономические основы комплексного использования охраны недр в настоящее время определяет Закон о недрах.

    Как природный объект естественного происхождения недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

    Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризированные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа.

    Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр; воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр; по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем opганов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.

    Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г.) регулирует отношения, возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ, её континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды. Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также права пользователей недр.

    Закон «О недрах» разрешает следующие виды пользования недрами (ст.6):

    а) региональное геологическое изучение. Оно включает региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, другие работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

    б) геологическое изучение, включающее поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;

    в) разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

    г) образование особо охраняемых геологических объектом, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение; д) сбор минералогических, палеонтологических и других коллекционных материалов.

    Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно после его завершения.

    Участок недр предоставляется пользователю в виде горного, отвода — геометризированного блока недр на основе полученной лицензии на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых для образования особо охраняемых геологических объектов либо на основании имеющегося соглашения о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья.

    Участку недр, предоставленному по лицензии для геологического изучения недр без существенного нарушения целостности недр, по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения придается статус геологического отвода. В его границах могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование. Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. Пользование недрами на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта, связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

    Использователь недр имеет право:

    -использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской и иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

    — самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

    -использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции;

    -использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции;

    -ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода;

    — проводить без дополнительного разрешения геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода;

    — обращаться в органы, предоставившие лицензию по поводу , пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была выдана.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *