Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор материальной ответственности водителя за автомобиль образец бланк». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обычно работник возмещает причиненные фирме убытки в пределах среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Кроме того, существуют случаи, обязывающие возмещать стоимости фактических убытков организации (ст. 243 ТК РФ). Соответственно, первый случай — это ограниченная, а второй — полная матответственность.
Если автомобилю нанесены повреждения
Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.
Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ. Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.
Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.
Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.
Образец и правила составления договора материальной ответственности водителя
При составлении договора мат. ответственности водителя за автомобиль компания может воспользоваться любым образцом либо разработать собственную форму. Особое внимание стоит уделить описанию конкретных случаев, при которых наступает материальная ответственность. Документ обычно содержит такую информацию:
- Дата и место подписания, ФИО водителя и название компании, а также ФИО сотрудника, который действует от ее лица.
- Прямое утверждение о том, что водитель принимает на себя полную материальную ответственность за автомобиль.
- Уточнение обязанностей в связи с принятием ответственности. Это обеспечение безопасной езды, неукоснительное соблюдении ПДД, обязанность предвидеть дорожную обстановку в том числе и в сложных погодных условиях. Также водитель не может оставлять машину без присмотра даже на короткое время, должен всегда включать сигнализацию, блокировать двери во время движения, следить за ее техническим состоянием, регулярно заполнять соответствующую документацию.
- В документе также указывают, что водитель не может нести ответственности, если инцидент возник не по его вине. Вина может быть связана как с действиями, так и с бездействием. Причем деяния могут совершаться как с умыслом, так и без умысла (по невнимательности). Наличие вины определяется в ходе внутреннего расследования в компании, может быть признано водителем или не признано. Однако в любом случае вина порождает наступление ответственности, если водителю не удастся доказать обратное в суде.
- Заключительные положения и подписи сторон, расшифровки подписей (фамилия, инициалы), дата, печать организации.
При составлении договора о полной материальной ответственности водителя за авто можно ориентироваться на такой образец.
Для взыскания причиненного вреда необходимо организовать проверку и составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания регламентирован статьей 248 ТК.
Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то достаточно издать распоряжение. Удержать всю сумму целиком единовременно не допускается. Платежи не должны превышать 20 % заработной платы в месяц (в некоторых предусмотренных случаях — 50 %). Сотрудник исполнит требование администрации добровольно, о чем составляется соглашение между сторонами.
В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:
- выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
- отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.
Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.
Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.
Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.
Это обусловлено тем, что только человек, управляющий транспортным средством, знает особенности распределения нагрузки по осям, крепления предметов.
Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.
У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.
Для взыскания причиненного вреда необходимо организовать проверку и составить акт, в котором описываются обстоятельства произошедшего и указывается сумма, размер которой доказывается работодателем в силу статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания регламентирован статьей 248 ТК.
Так, если ущерб не больше средней зарплаты работника, то достаточно издать распоряжение. Удержать всю сумму целиком единовременно не допускается. Платежи не должны превышать 20 % заработной платы в месяц (в некоторых предусмотренных случаях — 50 %). Сотрудник исполнит требование администрации добровольно, о чем составляется соглашение между сторонами.
В бухгалтерских проводках отражается несколько действий:
- выявленная недостача относится на конкретное лицо (виновное);
- отражается погашение путем удержания, внесения в кассу или на расчетный счет компании.
Для правильного понимания вопросов, рассмотренных ниже, принципиальное значение имеет используемая терминология – в контексте данной статьи, понятие «водитель».
Отметим, что различные правовые отрасли относят к данной категории субъектов правоотношений лиц, наделенных отличными друг от друга признаками.
Например, несколько отличаются понятия в административном и гражданском праве.
С целью недопущения разночтений, в предлагаемой статье термин «работник-водитель» будет употреблен в следующем значении: лицо, с которым работодатель оформил трудовой договор, основной одноименной обязанностью в нем указано управление определенным транспортным средством.
Сущность деятельности водителя заключается в управлении транспортным средством. Автомобиль считается источником повышенной опасности.
Во время его использования могут возникать случаи наступления материальной ответственности для сотрудника, в распоряжении которого он находится. Порядок, технология и условия привлечения работников к полному виду материальной ответственности, отражены в ТК РФ и других нормативных документах.
В соответствии с 238 статьей настоящего Кодекса, в обязанности трудящихся граждан входит возмещение прямого ущерба, причиненного компании по их вине.
Статьей 241 ТК РФ определено — каждый специалист привлекается к материальной ответственности ограниченного вида.
В случае наступления ограниченной ответственности работник возмещает убытки в виде компенсационной суммы, величина которой не может превышать размер его среднемесячного заработка.
Для того чтобы определить, может ли водитель привлекаться к полной мат. ответственности, необходимо учесть ряд нюансов.
Прежде всего, важно помнить список должностей, обязательных для привлечения к данному виду ответственности, закреплен ТК РФ и Постановлением Министерства труда РФ. Должность водителя в нем не указана.
Также в указанном перечне присутствует перечисление работ, при выполнении которых сотрудник может привлекаться к полной ответственности. Среди таковых нужно отметить получение, хранение, учет и транспортировку материальных ценностей.
Непосредственно водители в нем не упоминаются, однако если водитель занят перевозкой грузов, денежных средств и других ценностей, компания имеет право заключить с ним договор материальной ответственности. Со всеми остальными водителями (например, такси, автобуса) подписать такой документ невозможно.
Полная ответственность может наступить только при возникновении ограниченного количества случаев, четко прописанных в договоре материальной ответственности водителя за автомобиль (на основе данных ТК):
- Недостача товара по вине работника (невнимательность, ошибки в заполнении документов, при передаче груза и т.п.).
- Умышленное нанесение вреда.
- Нанесение ущерба по неосторожности, в том числе и в состоянии опьянения.
- Порча имуществ в результате преступных действий (квалифицировать деяние как преступление может только суд).
- Порча имущества в результате совершения действия, которое определяется как административное нарушение.
- Разглашение конфиденциальных сведений посторонним лицам.
Материальная ответственность водителя-экспедитора
Наниматель может заключить договор материальной ответственности с водителем как для защиты имущественных интересов, так и для предотвращения убытков, которые он может понести в случае нарушения должностных инструкций и несоблюдения правил безопасности.
Имущественная ответственность шофера может быть полной или индивидуальной – в зависимости от того, совмещает он свои обязанности с экспедиторскими или нет. Если водитель назначен на одну должность, при ДТП он несет индивидуальную ответственность и будет возмещать убытки только за поврежденную рабочую машину. Если работник является водителем-экспедитором, он несет полную имущественную ответственность – за машину и перевозимый груз.
По закону полная материальная ответственность может быть возложена на только водителя-экспедитора, потому что он участвует в управлении служебной машиной и обслуживает переданный ему груз (ст. 244 ТК РФ).
В Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» от 31.12.
2002 № 85 указано, что соглашение о полной материальной ответственности можно оформить лишь с работниками, должности которых прописаны в этом постановлении. Профессия водителя туда не входит. Поэтому если юридическое лицо заключило с водителем подобное соглашение – это не будет основанием для привлечения его к полной материальной ответственности.
Типовая форма предусмотрена Постановлением Минтруда. В качестве образца приведем договор материальной ответственности водителя экспедитора.
II. Общие положения о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю
Четыре кита всякой ответственности — вина, противоправность, причинно-следственная связь, наличие вреда — лежат и в основе материальной ответственности работников. В пункте 4 Постановления Пленума № 52 Верховный Суд РФ разъясняет, что «к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности».
Поскольку работник презюмируется более слабой стороной трудового правоотношения, законодатель установил ряд ограничений в части размера и условий привлечения его к ответственности. Прежде всего, работник отвечает только за реальный — прямой действительный — ущерб; упущенная выгода взысканию с работника не подлежит. Кроме того, ТК РФ установлено два вида ответственности работников — ограниченная и полная. Общим правилом является ограничение ответственности работника размером его среднего заработка (ст. 241 ТК РФ). К полной ответственности работник может быть привлечен только в случаях, исчерпывающим образом определенных ТК РФ или иными федеральными законами.
Водитель присваивает топливо из служебной машины: как работодателю взыскать ущерб
Руководство большинства компаний, использующих автомобили, время от времени задается вопросом: соответствует ли количество ГСМ, списанного по документам, объему топлива, которое было фактически потрачено на производственные нужды? Другими словами, не обманывает ли водитель работодателя, присваивая себе неистраченную часть бензина, либо расходуя ее на личные нужды.
Узнать правду проще тем работодателям, кто заранее позаботился о современных способах контроля, например, установил систему спутниковой навигации. Такие системы позволяют отслеживать движение каждого авто в режиме реального времени. Для грузовиков популярным способом контроля является так называемый тахограф. Этот прибор непрерывно регистрирует показатели времени и скорости, периоды работы и отключения двигателя и проч.
Если автомобилю нанесены повреждения
Даже если заключение ДоПМО с водителем законодательно не установлено, это не значит, что при причинении вреда транспортному средству он может остаться без наказания.
Случаи, при наступлении которых лицо может быть привлечено к материальной ответственности без заключения договора, перечислены в пп. 3–8 ст. 243 ТК РФ . Если ущерб нанесен в результате перечисленных в указанных пунктах действий, событий или вызван нахождением сотрудника в любом из перечисленных состояний, отсутствие документа не снимает с него вины.
Так, обязанность шофера компенсировать организации сумму фактических убытков возникает в случае повреждения автомобиля в результате ДТП по его вине, если повреждения получены в результате использования автомобиля в личных целях как во время выполнения трудовых обязанностей, так и в нерабочее время.
Таким образом, если работодатель решил, что, заключив с водителем соглашение о полной матответственности за порчу автомобиля, он переложил на того все риски, то он ошибается. Отвечать водитель может только за вверенный в связи с его обязанностями груз, полученные при исполнении денежные средства, товары, иные ценности. Компенсацию за вред машине, тем более в сумме причиненных убытков, можно взыскать в строго ограниченных случаях.
Не «вверенное», а «используемое»
Изучив материалы дела, арбитры первой и апелляционной инстанций решили, что требования работодателя вполне законны (решение Московского районного суда Санкт- Петербурга от 13.02.2013 г., а также апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 20.08.2013 г. по делу № 2-126/13). Служители Фемиды указали, что водитель-экспедитор относится к числу должностных лиц, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Соответственно, подписывая такое соглашение, ответчик принял на себя полную ответственность за вверенное ему транспортное средство. Но в нарушение Инструкции по охране труда для водительского состава отклонился от маршрута и оставил автомобиль с полуприцепом на улице без присмотра, в результате чего тот был похищен, а затем возвращен в поврежденном виде. Поэтому неосторожный водитель обязан выплатить фирме полную стоимость восстановительного ремонта машины (ст. 238 и 242 ТК РФ).
На заметку
Существует специальный «закрытый» перечень должностей и работ, при выполнении которых работодатель вправе предложить сотруднику заключить договор о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу имущества, вверенного последнему.
Однако кассационные судьи решили иначе. Они указали, что, в уже упомянутом нами ранее Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми фирма может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, с экспедитором, доставляющим и сопровождающим груз, можно подписать контракт. Но, только в отношении доставляемого груза! Ведь машина в данном случае – не имущество, которое экспедитор обязан доставить заказчику, она – не вверенная ему ценность, а материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции. Поэтому ее нельзя включать в «список имущества», за которое экспедитор несет полную матответственность.
Получается, что заключение договора о полной ответственности водителя за эксплуатируемое им транспортное средство – незаконно, а принятое судьями первой и апелляционной инстанций решение о взыскании стоимости восстановительного ремонта автомобиля – неверно. По закону, в сложившейся ситуации компания может рассчитывать лишь на «ограниченную ответственность» в размере месячного заработка ответчика-экспедитора (постановление Президиума Санкт- Петербургского городского суда от 12.03.2014 г. № 44г-38/14).
Ошибки работодателей при взыскании материального ущерба с работников-водителей
Если был нанесен ущерб, то удерживается он в большинстве случаев. Но, взыскивая ущерб, не важно, через суд или по приказу, надо помнить и учитывать некоторые моменты.
Не подтвержден размер вреда, не установлены причины. Невозможно получить возмещение полностью, но работодатель пытается получить возмещение, тем самым нарушая норму ТК, в частности, гл. 39. Это дает возможность оспорить данное решение в суде и отменить наложенное взыскание.
Именно в несоблюдении вышеуказанных обстоятельств, и заключается основная ошибка работодателей. Иначе говоря:
- То, что с водителем был заключен договор о материальной ответственности (имеется в виду, полной), еще не является поводом, основанием для возмещения за его счет ущерба полностью. Надо помнить, что автомобиль не может быть объектом материальной ответственности (полной), поскольку служит для исполнения возложенных на водителя обязанностей. В законодательстве не предусмотрена норма, которая требует заключать с водителем договор о матответственности (полной).
Виды ущерба возмещаемого водителем
Понятие материального ущерба означает количественное уменьшение, либо ненадлежащее состояние объектов собственности организации, которое влечет за собой дополнительные затраты и незапланированные расходы.
Привлечение к полной ответственности возможно в следующих случаях:
- Умышленная порча собственности работодателя;
- Нанесение урона служебному автомобилю по причине алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- Причинение вреда, в результате преступных деяний, установленных судом;
- Возникновение ущерба из-за административного правонарушения;
- Недостача вверенных товарно-материальных ценностей по вине водителя.
Ущерб влечет за собой:
- Расходы на ремонтные работы, необходимость которых возникла после участия водителем в дорожно-транспортном происшествии;
- Возмещение стоимости транспортного средства, в случае если восстановление машины не возможно;
- Штрафы за некорректное поведение на дороге;
- Компенсация затрат третьим лицам, если организация понесла расходы из-за невнимательности или неосторожности водителя.