Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как создать службу охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.
Структура службы охраны труда в организации
Ее определяет работодатель. При этом он должен учитывать Рекомендации (ст. 223 ТК РФ).
В п. 3 Рекомендаций приведена следующая возможная структура службы: специалист, бюро, группа, отдел, управление/подразделение, департамент. Работодатель формирует службу, учитывая организационную (штатную) структуру, которая уже утверждена на его предприятии.
В Рекомендациях упомянуты следующие должности:
- руководитель (начальник) службы охраны труда (бюро, группы, отдела, управления, департамента),
- специалисты по охране труда всех категорий.
Работодатель сам устанавливает наименование должностей в соответствии со штатным расписанием (п. 5 Рекомендаций).
Определяя структуру службы, работодателю надо принимать в расчет следующие факторы (п. 19 Рекомендаций):
- специфика вида деятельности предприятия,
- наличие филиалов и представительств,
- особенности организации и функционирования системы управления охраной труда,
- штатная численность работников,
- уровень вредности (опасности) факторов производственной среды и трудового процесса,
- уровень профессиональных рисков,
- наличие работ с повышенной опасностью.
Другой комментарий к Ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Минтруд России Постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 утвердил Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (БМТ РФ. 2000. N 2).
Структура службы и численность ее специалистов определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2002. N 5).
2. Изменения в ТК, предусмотренные ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, ввели новые критерии в соотношение численности работников при создании службы охраны труда: вместо прежних 100 работников их численность установлена в 50 человек. Таким образом, если численность работников превышает 50 человек, то работодатель обязан создавать специализированное подразделение — службу охраны труда — или в соответствии со штатным расписанием принять на работу соответствующего специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы (специалиста) он (работодатель) или выполняет сам, или поручает их исполнение другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг.
3. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда в организации.
Структура службы и численность ее работников определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2002. N 5).
В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников создаются бюро охраны труда с численностью 3 — 5 специалистов или отдел охраны труда с численностью от 6 единиц и более.
На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, работники, имеющие квалификацию инженера, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника первой категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. К тому же данные специалисты должны пройти специальное обучение по охране труда.
4. Специалисты службы имеют право в любое время беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться с документацией по вопросам охраны труда. Они имеют право предъявлять руководителям подразделений и другим должностным лицам работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений правил охраны труда и контролировать их выполнение.
Ответственность за нарушение охраны труда
Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».
За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования.
Перечень документов по охране труда
В организации по охране труда должны заполняться следующие документы:
приказ о создании службы охраны труда;
положение о службе охраны труда;
должностные инструкции работников;
комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;
перечень инструкций по охране труда по должностям, профессиям или видам работ;
инструкции по охране труда;
журнал учета инструкций по охране труда и журнал учета выдачи инструкций по охране труда;
журнал регистрации вводного инструктажа, программа вводного инструктажа.
протоколы проверки знаний рабочих по безопасности труда, удостоверения, журналы регистрации протоколов и удостоверений;
личные карточки учета выдаваемых СИЗ;
журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
сведения о прохождении медицинских осмотров работников;
материалы по специальной оценке условий труда;
Комментарий к статье 217 ТК РФ
1. Основное звено в системе управления охраной труда — служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.
Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек. Вместо создания службы охраны труда у указанного работодателя допускается введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217).
Служба охраны труда создается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
2. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Данный акт имеет рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.
Списочную численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств, количества самостоятельных производственных структурных подразделений организации и других факторов.
В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников три-пять единиц (включая начальника) или отдел — при штатной численности работников от шести единиц.
В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
3. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
4. В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, предусматривающие порядок формирования, основные задачи и функции службы, а также права работников службы.
В соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации на службу охраны труда предлагается возложить следующие функции:
— учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
— разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами;
— оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;
— участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;
— оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
— организация расследования несчастных случаев на производстве, участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая, подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
— оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;
— организация своевременного обучения по охране ��руда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
— составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
— обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда и др.
5. Руководитель организации, численность работников которой не превышает 50 человек, может ввести должность специалиста по охране труда, на которую назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы три-пять лет. Все указанные лица должны пройти специальное обучение по охране труда.
6. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации (ч. 3 ст. 217).
Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н. Данные Правила устанавливают порядок проведения обязательной аккредитации организаций на право оказания ими услуг по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, а также по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
Для организаций, оказывающих такую услугу в области охраны труда, как проведение специальной оценки условий труда, порядок аккредитации устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, определены ч. 1 ст. 19 Закона о специальной оценке условий труда. Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 19).
Структура службы охраны труда
Управление службой охраны труда возлагается на руководителей организации с учетом:
- численности работников;
- условий труда;
- имеющихся вредных и опасных условий на производстве;
- иных факторов.
Нормативной базой, которая определяет структуру, численность и другие вопросы, связанные с организацией рассматриваемой службы, являются Межотраслевые нормативы, выработанные постановлением Минтруда РФ от 22.01.2001 №10. Кроме этого документа существует и другой – Рекомендации по организации службы охраны труда (постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 №14).
Рекомендации предусматривают положение, в соответствии с которым в структуру службы входит начальник единицы и специалисты, которые прямо подчиняются руководителю.
Численность специалистов определяется на основе положений, предусмотренных Межотраслевыми нормативами. Нормативная численность персонала, из которого формируется охранная служба, устанавливается из расчета, учитывающего функции, которые будут выполнять «охранники» труда, а также иных параметров, в числе которых:
- численность (среднесписочная) работников в организации;
- численность работников, трудящихся во вредном производстве, или сопряженном с вредными и опасными факторами.
При какой численности работников создается служба охраны труда в организациях РФ. Создается ли она, если число сотрудников не превышает 50 человек
Согласно ч. 1 ст. 217 ТК России (далее — Кодекс), служба охраны труда создается на производственных предприятиях, численность персонала которых превышает 50 человек. До внесения изменений в ст. 217 Кодекса законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ минимальная численность, при которой требовалось обязательно создавать службу ОТ, составляла 100 сотрудников. Эта норма сохранена и сегодня в п. 15 рекомендаций по организации работы службы охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации). Однако, поскольку закон превалирует над ведомственными актами, руководствоваться необходимо именно требованиями Кодекса.
При этом, согласно п. 3.1.1 межотраслевых нормативов численности, утвержденных постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы), если численность сотрудников не превышает 700 штатных единиц, функцию службы ОТ могут взять на себя специалисты по охране труда. Если при этом в состав структурного подразделения входит от 3 до 5 сотрудников (включая руководителя), оно получает статус бюро, а если штатных единиц в нем больше — отдела.
Как производится расчет численности сотрудников службы ОТ на предприятии
Общая нормативная численность сотрудников службы ОТ (Чнсот) рассчитывается согласно п. 4 Межотраслевых нормативов по формуле:
Чнсот = Чст1 + Чст2 + … + Чст8,
где:
Чст — численность сотрудников службы ОТ, определенная по таблицам 1–8, содержащимся в подпунктах п. 3.2 Межотраслевых нормативов, в зависимости от производственных факторов, отраженных в статотчетности.
Списочное число сотрудников службы ОТ (Чссот) определяется по такой формуле:
Чссот = Чнсот × Кпр,
где Кпр — коэффициент, который корректирует численность сотрудников службы с учетом их невыходов на работу из-за болезни, по причине отпуска или иным обстоятельствам.
Показатель Кпр рассчитывается по формуле:
Кпр = 1 + Ппр / 100,
где Ппр — процент пропусков работы по данным бухучета.
При этом списочная и штатная численность сотрудников службы ОТ оказываются равными.
Функции и задачи службы охраны труда в организации
Основными задачами отдела охраны труда (как и инженера по охране труда) являются:
- организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
- организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
- информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
- изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Для выполнения данных и иных поставленных задач отдел охраны труда должен вести учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, оказывать помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений, организовывать работу кабинета по охране труда или подготавливать информационные стенды, уголки охраны труда в подразделениях .
Какие факторы оказывают влияние на структуру службы охраны труда
Основополагающим фактором при формировании службы ОТ является штатная численность работников. Трудовой кодекс, в частности его статья 217, законодательно закрепил за работодателем обязанность организовать вышеназванную структуру, если штатная численность на предприятии больше пятидесяти человек. Причём до этого уровня данный норматив снижен в ходе последних изменений, внесённых в документ. Ранее действующий показатель в размере ста штатных единиц позволял руководителям более мелких организаций игнорировать эту сферу производства.
Формирование системы охраны труда и расчёт численности её сотрудников производится руководителем предприятия с учётом рекомендаций Минтруда и соцразвития. Причём комментарии к закону позволяют сделать однозначный вывод о том, что изложенные в них принципы носят не столько рекомендательный, сколько обязательный характер.
Принимая решение относительно создания комиссии по охране труда на предприятии, руководитель отталкивается от факторов, свойственных не только определённому предприятию, но и всей профильной отрасли:
- от производственных условий, качество которых продиктовано режимом технологических операций и организацией производства;
- от отраслевого уровня травматизма и количества фактов профессиональной заболеваемости;
- от списочного числа работников;
- от показателя отсутствия на рабочих местах по причине заболеваний или травм персонала предприятия.
С учётом этих факторов руководством юридического лица устанавливается состав и подчинённость службы, в обязанности которой вменяется контроль безопасности производственного пространства.
Права и обязанности сотрудников службы
Полный список их прав достаточно длинный, поэтому приведем некоторые, главные из них:
- ведение статистики травматизма, исследование его условий на предприятии;
- проведение проверок состояния зданий, оборудования;
- участие в согласовании проектной, строительной и иной документации, коллективного договора;
- участие в комиссии по приемке зданий в эксплуатацию;
- участие в расследовании несчастных случаев, принятии решений о выплате возмещений сотрудникам;
- организация инструктажа, проведение обучения сотрудников;
- контроль за прохождением сотрудниками обязательного медицинского осмотра, когда это предусмотрено законодательством;
- издание предписаний, обязательных для выполнения всеми сотрудниками предприятия и его руководством.
В комментариях к ст. 217 ТК РФ отмечается, что, несмотря на значение службы, часть её работы выполняется формально. Причина тому — либо отношение работников, либо позиция работодателя.
Какие документы по охране труда подготовить
Все мероприятия по охране труда нужно не только проводить, но и документировать. В противном случае очередной визит инспектора ГИТ обернется разбирательствами и выплатой штрафов. Оптимизация и систематизация документооборота позволит избежать проблем.
Таблица. Охрана труда: документы 2020
Положения | Положение о СУОТ
Положение о службе охраны труда Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки Положение об обеспечении работников СИЗ |
Приказы по охране труда | · Приказ о назначении ответственных лиц за охрану труда
· Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда · Приказ об утверждении инструкций по охране труда · Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств · Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом · Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки · Приказ об утверждении графика проведения СОУТ · Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда · Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности · Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей |
Журналы | · Журнал регистрации вводного инструктажа
· Журнал регистрации НС · Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу · Журнал инструктажа на рабочем месте · Журнал инструктажей по пожарной безопасности |
Программы | · Программа проведения вводного инструктажа по ОТ
· Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте · Программа производственного санитарного контроля · Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям · Программа действий по улучшению условий и охраны труда |
Перечни и списки | · Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа
· Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам · Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств · Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям · Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности · Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ |
Инструкции | Должностные инструкции для специалистов службы охраны труда
Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность |
Прочие документы | Копии сертификатов и деклараций соответствия СИЗ и смывающих средств
Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты |
Важно! Это не исчерпывающий перечень документов по охране труда. Список может пополняться в зависимости от специфики деятельности компании.
Образец приказа о создании службы охраны труда на предприятии:
Общество с ограниченной ответственностью «Общество с ограниченной ответственностью» (ООО «ООО»)
г. Москва
23 января 2016 г.
Приказ № 8
о создании службы охраны труда
В целях организации работ по охране труда в соответствии со ст. 217 ТК РФ
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать в ООО «ООО» структурное подразделение – «Отдел охраны труда» с 2 штатными единицами:
– руководитель отдела по охране труда – 1 штатная единица;
– специалист по охране труда — 1 штатная единица.
2. Внести соответствующие изменения в штатное расписание.
3. Начальнику отдела кадров Л.И. Ивановой:
3.1. Подготовить изменения к штатному расписанию и направить его на утверждение в срок до 23.02.2016.
3.2. Разработать Положение о службе охраны труда и должностные инструкции на сотрудников отдела охраны труда в срок до 10.03.2016.
3.3. Представить предложения по укомплектованию службы сотрудниками требуемой квалификации в срок до 20.03.2016.
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор Петров (В.В. Петров)
С приказом ознакомлена:
Начальник отдела кадров Иванова (Л.И. Иванова).
Руководство службой охраны труда организации осуществляется непосредственно руководителем организации или лицом, его замещающим.
Руководитель может поручить обязанности специалиста другому сотруднику организации в рамках работы по совместительству — однако делать это можно только при условии, что численность персонала в компании не превышает 50 человек. И не забудьте внести соответствующие изменения в штатное расписание, подписать с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору и ознакомить его с новой должностной инструкцией.
Организация работы службы охраны труда
Управление охраной труда считается прерогативой работодателя (руководителя). Для первоначального формирования данной службы особых учредительных документов не нужно. Но при этом, когда достигается определенное количество сотрудников, а также в то время, когда начинает использоваться утвержденная структура, работодатель издает приказ о создании этой службы. Согласно этому приказу формируется отдельное структурное подразделение, которое подчиняется руководству компании или одному из уполномоченных заместителей, если на него будут возложены такие функции.
Следовать запросам охраны труда и иметь для управления данным процессом соответствующую структуру – обязанность любого коллектива, где имеются работники численностью от 50 человек и больше.
С этой целью на производстве происходит формирование службы охраны труда или в работу вступает специалист по охране труда, к которому предъявляются требования о соответствующей подготовке или опыте работы по данной специальности.
В случае же, когда численность организации не превосходит 50 единиц, функции охраны осуществляет сам руководитель, имеющий статус индивидуального предпринимателя или назначенное им лицо. Помимо этого, к данной работе в сфере охраны труда может быть привлечен работник-специалист, оказывающий услуги в этой сфере. Такой специалист приглашается на работу на основе гражданско-правового договора. Организация, которая предоставляет этого специалиста, обязательно должна обладать аккредитацией.
Численность службы охраны труда
На предприятиях, где среднесписочная численность рабочих не достигает 700 человек и при этом не имеются рабочие, занятые на тяжелых или сопряженных с вредными и опасными условиями работах, функции охраны возлагают приказом на любого специалиста, возможно, юриста или бухгалтера.
В ситуации, когда численность работников предприятия выше указанной, то функции по охране труда могут быть возложены на подготовленных профессионалов.
Для объединений РФ с большой численностью для надлежащего выполнения функций охраны труда создается бюро охраны труда, штатная численность которой состоит из 3-5 человек вместе с начальником бюро.
Кроме того, возможно формирование отдела охраны труда, штатная численность которого может составлять 6 и более человек. Начальник отдела в соответствии с приказом является должностным лицом, которому принадлежит:
- осуществление планирования и организация работы отдела;
- разработка должностных обязанностей работников;
- введение в курс дела новых сотрудников, назначаемых приказом руководителя.
Он должен предоставлять работодателю предложения по подбору кадров, поощрению отличившихся работников или применению дисциплинарных взысканий к работникам, не выполнявшим свои обязанности.
Задачи службы охраны труда
В списке первостепенных задач, поставленных перед службой охраны труда, основной следует считать создание охраны труда на любом рабочем месте. Иными словами, служба охраны труда в организации осуществляет управление охраной труда.
Параллельно с этим, служба обязана осуществлять контроль за соблюдением нормативных актов РФ по охране труда всеми работниками предприятия. Особое положение среди ее задач занимает профилактическая работа, направленная на профилактику профзаболеваний, несчастных случаев, которые могут вызвать производственный травматизм. Необходимо улучшать существующие на производстве условия труда.
Еще одной задачей, возлагаемой на службу охраны труда, считается то, что она осуществляет периодические консультации с работниками и работодателями, систематически информирует их по всем важным вопросам.
В число обязанностей работников данной службы входит изучение и ознакомление работников предприятия с рекомендациями лучших производственных коллективов района или области РФ по проблемам охраны труда. Дополнительно возможно использование типового положения, содержащего задачи и функции службы на аналогичных производствах.